ЭКЗОРЦИЗМ: наука о Диаволе и изгнании Его из Духа человека


Демоны: почему им интересно с нами? Часть 2


  • Об этом написала Джена Пинкотт на сайте Psychology Today, а T&P перевели основные тезисы.
Каждый из нас иногда ловит себя на неправильных, пугающих или мерзких мыслях. Склониться над милым младенцем и вдруг подумать: «Я могу легко размозжить ему череп». Утешать друга, пережившего крах в личной жизни, и тайно смаковать унизительные детали его рассказа. Ехать с родственниками в машине и в деталях представлять себе, как вы теряете управление и выезжаете на встречную полосу.

Чем настойчивее мы пытаемся отвлечься от этих идей, тем навязчивее они становятся и тем хуже мы себя чувствуем. Это нелегко признать, но мы действительно получаем удовольствие от примитивных острых ощущений и чужого несчастья. Люди поразительно плохо владеют собственными черными мыслями: мы не контролируем ни их длительность, ни содержание.

В 1980-х в своем знаменитом эксперименте Эрик Клингер попросил добровольцев в течение недели записывать свои мысли каждый раз, когда звучит сигнал специального устройства. Ученый установил, что в течение 16-часового дня человека посещают около 500 непреднамеренных и навязчивых идей, длящихся в среднем 14 секунд. Хотя большую часть времени наше внимание занято повседневными делами, 18% от общего количества мыслей доставляют человеку дискомфорт и отмечаются как плохие, злые и неполиткорректные. И еще 13% можно описать как совершенно неприемлемые, опасные или шокирующие — это, например, мысли об убийствах и извращениях.

Швейцарский психоаналитик Карл Юнг одним из первых серьезно заинтересовался черными мыслями. В своей работе «Психология бессознательного» (1912) он описал теневую сторону личности — вместилище греховных желаний и животных инстинктов, которые мы обычно подавляем.

Как формируется темная сторона личности? С точки зрения нейробиологии часть когнитивных процессов формирует то «я», с которым мы привыкли себя идентифицировать, — благоразумное, нормальное, логичное, — в то время как другие процессы служат толчком для развития темного, иррационального сознания, где рождаются навязчивые образы и идеи.

По теории Клингера, древний предсознательный механизм в нашем мозге постоянно ищет в окружающем мире потенциальные источники опасности. Информация о них, обходя сознание, передается в виде эмоциональных сигналов, которые и вызывают нежелательные мысли. Нейробиолог Сэм Харрис считает, что эти мысли случайны и совершенно неуправляемы: хотя человек и обладает сознанием, он не может полностью контролировать свою психическую жизнь.


Мрачные и пугающие мысли

«Это отвратительно, покажите мне еще»

Людям неловко признавать, что их привлекают зловещие и мерзкие истории: считается, что это удел фриков и извращенцев. Любители кровавых триллеров, фотоподборок с жертвами ДТП или заспиртованных эмбрионов имеют пониженную способность к эмпатии. Тридцать лет назад профессор Делавэрского университета Марвин Цукерман определил, что некоторые люди больше других подвержены жажде острых ощущений. При столкновении с чем-то ненормальным и ужасным люди с таким типом личности больше возбуждаются — это можно установить, измерив электродермическую активность.

Тяга к нездоровым и жутким вещам может быть и полезной. Как утверждает психолог Эрик Уилсон, мысли о страданиях других позволяют нам нейтрализовать деструктивные эмоции, не причиняя вред себе и другим. Они могут даже приводить в состояние благоговения: «Я могу по-новому ощутить ценность моей собственной жизни, — пишет Уилсон, — ведь я сам и моя семья живы и здоровы!»


Мысли о сексуальных извращениях

«Не открывать на работе… и вообще нигде»

Многие из нас считают самыми отвратительными мысли, связанные с сексуальными табу: нет ничего хуже, чем поймать себя на фантазии о чем-то аморальном или противозаконном.

Хорошая новость: легкое возбуждение ничего не значит. Клинический психолог Ли Баер, профессор медицинской школы Гарвардского университета, утверждает, что возбуждение — естественная реакция организма на внимание: «Попробуйте подумать о ваших гениталиях и убедить себя, что ничего не чувствуете». Если у вас промелькнула мысль об изнасиловании или сексе с несовершеннолетним, это вовсе не значит, что вы собираетесь воплотить эту идею в жизнь. Все люди думают о сексе, но не все фантазии стоит воспринимать буквально.

У женских эротических фантазий о подчинении и изнасиловании есть свое логическое объяснение. Исследователи Университета Северного Техаса установили, что 57% женщин когда-либо чувствовали возбуждение, фантазируя о насильственном сексуальном акте с собой в роли жертвы. Это можно объяснить стремлением женщины быть желанной — настолько, что мужчина не может себя контролировать. Другое объяснение — прилив эндорфинов, которые активнее поступают в кровь из-за ускоренного сердцебиения, сопровождающего чувство страха и отвращения. Воображаемая ситуация принуждения позволяет дать свободу тайным «порочным» желаниям, не испытывая чувства вины. Фантазии об изнасиловании, остающиеся под надежным контролем нашего сознания, никак не связаны с желанием быть изнасилованной в реальной жизни.

Неполиткорректные мысли

«Если они узнают, о чем я думаю, они меня возненавидят»

Ненавистный голос в голове, который включается, когда в поле вашего внимания появляется «другой» — будь то человек в инвалидной коляске, женщина в чадре, ярко одетый транссексуал или иностранец с непривычным цветом кожи. Этот голос, который вы изо всех сил заглушаете, ставит под сомнение адекватность, поведение, способности и вообще наличие человеческих качеств у «других».

Марк Шаллер, психолог из Университета Британской Колумбии, считает, что такие мысли вызывает примитивный защитный механизм, сформировавшийся на заре человечества, когда чужаки по определению были источником угрозы. Механизм «психологического иммунитета», однако, не оправдывает современные проявления нетерпимости — фэт-шейминг, ксенофобию, религиозные предрассудки или гомофобию.

Хорошая новость состоит в том, что автоматически возникающие неполиткорректные мысли можно преодолеть: психологи советуют перестать думать о том, насколько вежливым и непредвзятым считают вас окружающие, и сконцентрироваться на личности человека, с которым вы общаетесь.


Злорадные мысли

«Твой провал — моя радость»

Когда мы слышим в новостях, что какую-то девушку поймали пьяной за рулем и арестовали, нас это не трогает. Но если этой девушкой оказывается Пэрис Хилтон, мы чувствуем странное злобное удовлетворение, которое немцы называют «shadenfreude» (буквально «радость от вреда»).

Австралийский психолог Норман Фезер (Университет Флиндерс) доказал, что нас больше радует неудача кого-то выдающегося, нежели провал человека, равного нам по статусу. Когда успешные люди оступаются, мы чувствуем себя более умными, прозорливыми и уверенными в себе.

Возможно, так проявляется наше внутреннее стремление к справедливости. Но откуда тогда берется чувство стыда? По словам профессора Ричарда Смита, автора книги The Joy of Pain, нет смысла корить себя за эту банальную эмоциональную реакцию. Чтобы преодолеть приступ злорадства, надо представить себя на месте жертвы или сконцентрироваться на собственных достижениях и достоинствах, ведь лучшее противоядие от зависти — благодарность.


Жестокие и кровожадные мысли

«Была бы у меня сейчас бензопила…»

Вы спокойно режете лук у себя на кухне, и вдруг в голове мелькает мысль: «Что, если я зарежу жену?» Если бы мысли об убийстве считались преступлением, большинство из нас признали бы виновными. По данным психолога Дэвида Басса (Техасский университет в Остине), 91% мужчин и 84% женщин когда-либо представляли себе, как они сталкивают человека с платформы, душат подушкой своего партнера или жестоко избивают члена семьи.

Исследователь предложил радикальное объяснение: так как наши предки убивали, чтобы выжить, они передали нам предрасположенность к убийству на уровне генов. Наше подсознание всегда хранит информацию об убийстве как о возможном способе решения проблем, связанных со стрессом, властью, ограниченными ресурсами и угрозой безопасности.

Однако в большинстве случаев мысли о насилии не предшествуют реальному насилию, а, наоборот, его блокируют. Душераздирающие картины, которые рисует мозг, заставляют нас проанализировать ситуацию, прежде чем действовать. Сценарий проигрывается в воображении, включается префронтальная кора, и жуткая мысль исчезает.

Но что происходит с темными мыслями, когда мы их подавляем?


Дилемма гидры

«Метод радикального принятия…»

Мысли, которые мы пытаемся подавить, становятся навязчивыми. Это напоминает сражение с Лернейской гидрой: вместо отрубленной головы отрастают новые. Когда мы стараемся о чем-то не думать, мы только об этом и думаем. Мозг постоянно проверяет себя на наличие запретной мысли, и она снова и снова всплывает в сознании, пока чувство стыда и отвращение к себе отвлекают нас и ослабляют силу воли.

Мучительный процесс подавления могут усугубить депрессия и стресс. Чем больше усилий мы тратим на борьбу с навязчивой идеей, тем больше времени нужно для восстановления и отдыха. У людей, страдающих обсессивно-компульсивным расстройством, борьба с нежелательными мыслями может отнимать по несколько часов в день. Никто из нас не может полностью контролировать свое сознание. Как писал Карл Юнг, мы не управляем теневым «я», не создаем темные мысли и желания по своей воле — а значит, не можем и предотвратить их появление.

Доктор Баер рекомендует буддистский метод радикального принятия: при появлении нежелательной идеи надо постараться воспринять ее как просто мысль, без глубинного смысла и скрытого значения. Не надо осуждать себя или сопротивляться — просто дайте мысли уйти. Если она вернется, повторите еще раз.

Другой способ отпустить навязчивую идею — записать ее на бумаге и уничтожить. Это помогает дистанцироваться от неприятной мысли, а потом и буквально от нее избавиться. Еще может сработать «эффект двери» — физическое перемещение в другую комнату помогает мозгу переключиться на новую тему и сбросить краткосрочные воспоминания. Для сложных случаев существует радикальный подход: не отпускать пугающие мысли, а, наоборот, до конца проигрывать их в воображении во всех подробностях.

Что действительно важно в темных мыслях? Значение, которое мы им придаем. Мы можем воспринимать неприятные мысли как ценные объекты для исследования — подсказки, которые дарит нам теневое «я». Анализируя его проявления, мы лучше понимаем окружающих и самих себя. Мрачная, мерзкая и неудобная мысль становится источником вдохновения. Как пишет Эрик Уилсон, люди с развитым воображением могут превращать деструктивные идеи в топливо для умственного и эмоционального развития.

Отец аналитической психологии Карл Юнг вел дневник, который был впоследствии опубликован под названием «Красная книга». В дневнике Юнг фиксировал тревожные образы и идеи родом из бессознательного, в том числе свою встречу с метафорическим Красным Всадником. Присутствие Всадника неприятно для Юнга, но исследователь вступает с незнакомцем в диалог: они разговаривают, спорят и даже танцуют. После ученый испытывает необыкновенный прилив радости, ощущает согласие с собой и миром. 
«Я уверен, что этот красный человек был дьяволом, — пишет Юнг, — но это был мой собственный дьявол».


Иконки: 1) Marek Polakovic, 2), 3) Luis Prado, 4) Zlatko Najdenovski, 5) Liliane Lass Erbe, 6) Studio Fibonacci — from the Noun Project.

1.
Преследование ведьм началось в конце XIII века, и, по свидетельствам историков, одним из первых «магических» дел можно считать случай с Элис Кителер, жившей в Ирландии.

Женщина была богата, однако ей явно не везло с мужьями — друг за другом они умирали. Когда и четвертый муж занемог, он обыскал дом и нашел непонятные склянки и рукописи в комнате жены. Мужчина тут же обвинил ее в колдовстве, а местный священник, давно боровшийся с семьей Кителер, радостно его поддержал. Тяжба между представителем церкви и аристократкой длилась долго и с переменным успехом (Элис успела даже посидеть в тюрьме), однако ей все же удалось избежать наказания, и с помощью связей она лишила своего противника целого прихода. Вполне счастливая история — в дальнейшем случаев, когда обвиненному в колдовстве человеку так сильно везло, найти сложно: Церковь хорошо подготовилась к противостоянию со знатью, так что представители даже самых влиятельных родов в XIV–XVII веках не могли спать спокойно.

Наибольшее количество ученых трудов о ведьмах и особых церковных указов на эту тему было создано в конце XV–XVI веков. Так, в булле папы Иннокентия VIII, появившейся в 1484 году, говорилось о том, что «в Германии многие лица обоего пола входят в союз с дьяволом». Несколькими годами позже в Кельне была впервые издана книга «Молот ведьм», написанная монахом Генрихом Крамером и теологом Якобом Шпренгером. Исследование ведовства получило значительное развитие в XVI веке, однако из-за сложности и неоднозначности изучаемого вопроса у демонологов, теологов и священников происходили вечные споры.

2.
Также на рубеже XVI–XVII веков было предпринято и несколько попыток для «классификации» людей, занимающихся магией.

Например, немецкий теолог Питер Бинсфельд в 1589 году предложил такую систему обозначений для различных магов: femina sage (мудрая женщина), lamia (кровососущее ночное чудовище), incantator (чародей), magus (знахарь), maleficius (злой, приносящий вред), sortiariae mulier (предсказывающая будущее с помощью жребия), strix (ночная птица), veneficia (отравитель), vir sortilegi (волшебник). А Уильям Вест, видный английский исследователь магии, утверждал, что существует шесть «классов» волшебников: колдуны, колдуны-прорицатели, ведьмы, гадатели, фокусники, чародеи и заклинатели.

Об инквизиторских пытках и обвинениях, которые выдвигались против ведьм, говорить не будем: все это достаточно хорошо известно благодаря многочисленным фильмам и художественным текстам, которые, увы, недалеко ушли от реальных фактов. Ну а о том, что для подозрения в использовании магии достаточно было лишь соседских сплетен, доведенных до ушей церковников, и так знает каждый человек.

3.
А как с ведьмами в православии?

История с инквизицией, пожалуй, тот весьма нечастый случай, когда наша страна выглядит куда более цивилизованным местом, чем западный мир. Конечно, и в России были многочисленные случаи преследования за колдовство (не говорим сейчас о ереси) в период европейского Средневековья, однако они носили не столь массовый характер и были вызваны не вполне религиозными причинами. Так, в XIII веке епископ Владимирский Серапион в своем «Поучении» приходит в ужас и недоумение от того, что люди все больше верят в байки про ведьм и чародеев, и всякое негативное явление связывают именно с ними.

«От которыхъ книгъ или от кихъ писаний се слышасте, яко волхованиемь глади бываютђ на земли и пакы волхлваниемђ жита умножаются?» — пишет он.

Прежде проповедей Серапиона о чародействе упоминалось и в своде церковных законов Ярослава Мудрого («Церковный устав Ярослава»), который был составлен князем совместно с митрополитом Иларионом.

В этом документе оговаривалось, что женщина, оказавшаяся «чародейницей, наузницей, или волхвой, или зелейницей», не должна подвергаться никаким общественным наказаниям — наказать за магию ее может только муж, по своему усмотрению.

При этом в тексте отдельно указывалось, что чародейство не может служить поводом для развода. По церковным правилам максимальной «карой» за магию мог стать пост — от двух недель до двух лет, в зависимости от вида используемого колдовства.

4.
Отношение к чародейству на Руси в целом было весьма противоречивым. 

Практически каждый человек так или иначе прибегал к различным мелким заговорам, приговорам, заклинаниям: «С гуся вода, с тебя худоба», «Уродись, пшеничка, горох, чечевичка», «Ей, туча, ей — не иди на косарей» и т. д. Вполне нормальным было и обращение к ворожеям, особенно если речь шла о девушках-просительницах, которые хотели отвести от себя сглаз или сделать любовный приворот. «Народная магия» была столь популярна не только по причине неграмотности населения, но также и потому, что христианство в XIII веке не до конца укрепилось на Руси, а языческие верования хоть и ушли в подполье, но полностью вытеснены не были.

Любопытная деталь: в западных странах ведьм и колдунов преследовала, в первую очередь, церковь, принуждая светскую власть подчиняться своей воле, но в России процесс выстраивался по иной схеме. Религия в княжествах всегда была тесно связана со светской властью, ведь «всякая власть от Бога», а значит, еретики и чернокнижники опасны именно князю или царю. Нередко именно местные городские власти или воеводы преследовали подозреваемых в магии, видя в них угрозу для всего общественного строя — кстати, колдуны и действительно нередко бывали настроены против законной власти.

В то же время в России охота на ведьм продолжалась дольше, чем в Европе.
Историки указывают разные даты, однако к началу XVIII века преследования людей, подозреваемых в сношениях с дьяволом, в западных странах практически прекратились, тогда как в Российской империи продолжились вплоть до девятнадцатого столетия.

4.1

Еще в «Артикулах» Петра I было особо сказано о магах среди солдат, причем наказания за колдовство предполагались суровые, вплоть до сожжения:

«Ежели кто из воинских людей найдется идолопоклонник, чернокнижец, ружья заговоритель, суеверный и богохулительный чародей: оный по состоянию дела в жестоком заключении, в железах, гонянием шпицрутен наказан или весьма сожжен имеет быть».

Кстати, расследованиями чародейств занималось печально знаменитая Тайная канцелярия.

С достаточной регулярностью в России совершались и «суды Линча» — они продолжались вплоть до XX века. 

Знаменитый ученый и писатель Иван Франко однажды вспоминал, что еще в XIX веке на территории Украины некоторых людей сжигали заживо или протаскивали через огонь, подозревая в них упырей. Однако такие народные суды были характерны не только для отдаленных частей империи, но и для крупных городов. Так, благодаря газете «Новое время» (1895 год, № 7036) известен следующий случай, произошедший 25 сентября 1895 года на Никольской улице в Москве:

«Часовня Святого Пантелеймона на Никольской еще не была отперта, а около нее уже толпилось человек триста. Между ними находились крестьянский мальчик Василий Алексеев и какая-то простая женщина, одержимая припадками — не то истерического, не то эпилептического свойства. Возле этой пары стояла крестьянка Наталья Новикова; она разговорилась с мальчиком и подарила ему яблоко… Мальчик куснул яблоко, и надо же быть такому несчастью, чтобы как раз вслед за тем с ним сделался истерический припадок. На крик Алексеева прибежал с ближайшего поста городовой и отвез больного в приемный покой. Толпа, конечно, всполошилась… 

На Новикову начинают нажимать; она струсила и решила лучше уйти подальше от греха: народ — зверь, с ним не сговоришь. Пока она пробиралась к Проломным воротам, толпа рычала, но не кусалась; со всех сторон ругательства, отовсюду свирепые взгляды, но ни у кого не хватает мужества перейти от угроз к действию… В это время кто-то громко и отчаянно крикнул:

— Братцы… бей колдунью!

И в ту же минуту Новикова была сбита с ног и десятки рук принялись молотить по ней кулаками… Молотили с яростью, слепо, не жалея, насмерть… И, не случись на Никольской в ту пору опозднившегося прохожего, чиновника Л. Б. Неймана, Новиковой не подняться бы живой…».

5.
Ведьмы наносят ответный удар

Инквизиция была официально упразднена в 1908 году: вернее, ее переименовали в Священную конгрегацию Священной Канцелярии. Инквизиторы исчезли, и по воле церкви костры больше не полыхали в Европе, однако ничто не проходит бесследно: любое зло, как известно, вполне в состоянии породить новое зло — даже еще масштабнее, чем прежде.
В 1935 году в Третьем рейхе по требованию Генриха Гиммлера при СС был создан особый отдел H-Sonderkommando, который занимался сбором информации о деятельности инквизиции на территории Германии в XIII–XVII веках.

Буква «H» в названии отдела появилась неспроста: это первая буква слова “hexe”, что в переводе означает «ведьма». Организация, тесно сотрудничавшая с печально известной Аненербе, просуществовала до 1944 года. Ее специалисты проделали весьма впечатляющую работу: специально для Гиммлера со всех оккупированных стран в Прагу свозились труды, посвященные магии и оккультизму. Это выяснилось буквально недавно: в 2016 году в Национальной библиотеке Чешской Республики под Прагой был найден архив, который не разбирали с конца войны. В нем хранилось 13 тысяч книг, которые так или иначе были посвящены ведьмам, колдовству и черной магии.

Столь пылкий интерес к оккультизму у Гиммлера был неслучаен: из разных источников известно, что он на дух не переносил священников и католицизм, увлекался мистикой и вообще был склонен верить в магию рун и спиритические сеансы. Его интересы во многом повлияли на внешнее оформление идеологии Третьего рейха, в частности на его символику и атрибутику.
Но любопытно другое: католицизм, по мнению рейхсфюрера СС, был ничем иным, как «испорченной» евреями версией христианства. Следуя своей странной логике, он полагал, что одним из доказательств этого являлся тот особо кровавый разгул инквизиции, который происходил на территории Германии и действительно достиг невиданных для Европы размахов.

В глазах Гиммлера все это было лишь очередным актом борьбы евреев с германской нацией. Именно поэтому он и его единомышленники любили многократно преувеличивать число убитых колдунов: порой озвучивались цифры едва ли не в миллионы жертв. Этим фактом они старались объяснить тот упадок, который переживала Германия на протяжении многих веков с момента начала охоты на ведьм.

В ноябре 1935 года Гиммлер выступил на общеимперском крестьянском праздновании и открыто призвал «вернуть долги мировому еврейству», от рук которого страдали немецкие ведьмы:


«Во многих случаях мы можем предвидеть, что еврей, наш извечный враг, прикрываясь какой-то личиной, ведет игру своими кровавыми руками… Мы видим, как судебные процессы зажигали костры, на которых обращались в пепел бесчисленные тысячи женщин и девушек нашего народа».
Как говорится, если бы даже инквизиции не было, Гиммлеру стоило бы ее придумать для обоснования собственных идей.

И еще один занимательный факт: 3 мая 1939 года шеф Службы безопасности СС, Рейнхард Гейдрих, направил своему подчиненному, доктору Шпенглеру, директиву, в которой требовал изучить родословную Гиммлера. Нет, в его семейном древе отнюдь не собирались искать еврейские корни — рейхсфюрер СС хотел узнать, связан ли его род с ведьмами и колдунами. Как быстро выяснилось, связь была, причем самая прямая: специалисты СД нашли упоминания о некой 48-летней вдове из Маркайстайма, Маргарет Гимблер, которая 4 апреля 1629 года была приговорена к аутодафе за ведовство — она была сожжена в тот же день, прямо на городской площади.

Распаленному ненавистью обществу не так важно, кто окажется жертвой — мифические колдуны или же реальные евреи. Толпа стремится к удовлетворению собственного ненасытного чувства мести и желает избавиться от всего, что может показаться непривычным, опасным, нарушающим привычный ход вещей. Самому же источнику «опасности» для этого вовсе необязательно существовать — любой достаточно влиятельный и талантливый пропагандист вполне может изобрести его самостоятельно.

Источник отсюда: https://knife.media/demonology/

Комментарии

ИЗ ПУБЛИКАЦИЙ МЕСЯЦА

КАРТЫ ВСЕ ЕДИНЫ: научись их знать и понимать! #акхейшаманка

НЕ ШУТИТЕ С РОДОМ: или почему людей одолевают Духи Зла?

ПРЕДСКАЗАНИЯ В ЖИЗНЬ: будешь любить Его вечно!