УРОК ДЛЯ ДЕТЕЙ - поговорим о ДОБРЕ И ЗЛЕ! Как научить ребенка простым понятиям? #институт шаманизма




Что такое добро и зло, философский вопрос, над которым размышляют все великие и малые умы человечества?

Размышлять над ним можно бесконечно, и ни к чему не прийти. Мыслить абсолютными категориями – ошибочно, так как ничто не известно на сто процентов. Например, злой человек способен на добро, а добрый – на зло. День сменяет тьму, а тьма – день. Зажгутся звезды, и непроглядный мрак отступит.

Здесь можно вспомнить о теории относительности. В жизни все взаимосвязано. Поступок одного человека отражается на жизни, или, даже жизнях других. Один и тот же поступок для кого-то кажется хорошим, а для другого – плохим.

Одни и те же мотивы у кого-то направлены во благо, а у другого человека – во зло.
  1. Нельзя не привести в пример знаменитый роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». 
Эта книга как нельзя лучше иллюстрирует тему добра и зла, человеческих отношений, мотивов и поступков. «Москвичей испортил квартирный вопрос». В плохих поступках граждан виноваты сами граждане. Они охотно их совершают, оправдывая себя отсутствием средств, несчастной любовью и другими мотивами.

Когда узнали о смерти Берлиоза, литераторы упоминали, что зачем отказываться от ужина: «мы то живы». Иуда предал Иешуа из-за тридцати монет. Маргарита разрушила чужую квартиру из-за Мастера. Никанор Иванович старался содрать побольше денег с иностранца.

И его останавливал только страх разоблачения, который так и не смог в итоге его остановить. Так ли плохи их поступки на самом деле? Вот в этом и состоит принцип относительности.

2.Нет ни добра, ни зла. Есть только живые существа, и их дела.

Нельзя мыслить абсолютными категориями, и утверждать четко – что такое зло или добро. Например, человеку стало плохо на улице. Его спасли – хорошее дело. А он потом пошел и убил кого-нибудь. И хорошее дело сразу приобретает зловещий оттенок. Все настолько взаимосвязано и перетекает друг в друга, что категоричного и четкого ответа на этот вопрос просто не существует. Это принцип домино или карточного домика. Как угодно. Все перетекает друг в друга.

3. Незначительное слово или дело одного влияет на судьбы других, меняя их, внося коррективы. 

Именно поэтому сложно утверждать, что убийство – тяжкий грех, и страшное зло. А как же убийство на войне, где гибнут миллионами, или по неосторожности, в целях самозащиты, или убийство насекомого?

Если задуматься, люди совершают сотни убийств за всю свою жизнь. Они убивают насекомых, зверей.

А ведь это живые существа, которые умирают от чужих рук. Разве это добрый поступок? А тот же лев съедает антилопу. И, если судить поверхностно, ах какой ужас, злой лев убил несчастную антилопу.

Так во всем. Чужая жизнь имеет вес только в глазах близкого человека. Нельзя быть уверенным даже в друзьях, потому что каждый сосредоточен на собственной жизни.

Сейчас эти пути пересеклись, а потом могут разойтись так, что друзья и не вспомнят друг о друге. 

Именно поэтому нужно ценить каждый момент, и прежде чем совершить какой-то поступок, не думать о том, хороший он или плохой, а о том как именно он отразится на жизни другого человека.



Детей нужно предупредить, что не все люди хорошие. Бывают и способные причинить вред. 

В сказках зло очевидно и всегда наказывается, но в жизни все по-другому.

Во-первых, зло трудно отличить от добра. Одни люди честные, а другие врут и притворяются хорошими. Распознать их истинные чувства трудно.
Во-вторых, бывает трудно дать оценку тому или иному поступку. Например, обижать животных – плохо, но, если собаки напали на ребенка, и кто-то заступился, ударив их, как расценивать этот поступок — как добрый или как злой?
В-третьих, одни и те же люди могут совершать разные поступки — и плохие, и хорошие.

Единых правил объяснения понятий зла и насилия нет. Выбор методов зависит от уровня эмпатии ребенка (склонности к сопереживанию), его чувствительности и восприимчивости. Одни дети после таких бесед спокойны, а другие могут долго переживать и волноваться.

Однако все психологи едины в том, что рассказывать детям о зле и насилии нужно тогда, когда ребенок готов воспринимать эту информацию. 

Понять это можно по детским вопросам. Если ребенок спрашивает о зле и насилии, значит, он провел некий анализ понятий добра и зла, но целиком не разобрался во всех тонкостях. Значит, нужно дать информацию, к которой он готов.

Малышам нужно сказать, что плохие люди есть, а со школьниками можно поговорить о причинах и мотивах злых поступков людей.
И самое главное, в диалоге учите детей правильному безопасному поведению.

В мире много хороших людей: мама, папа, бабушка, воспитатель, знакомые — им можно и нужно доверять, а незнакомым людям доверять нельзя:категорически нельзя уходить куда-нибудь с незнакомым человеком, даже если он кажется хорошим;
нельзя ничего брать у незнакомых людей;
нужно сразу рассказывать родителям о любых неприятных ситуациях в жизни.

Незнакомый злой человек не сделает ребенку ничего плохого, если малыш будет правильно себя вести.

Однако зло может причинить ребенку и знакомый человек, поэтому учите ребенка рассказывать о своих тревогах.


Закрепляем правильное отношение к злу и насилию

С добрыми и злыми поступками мы сталкиваемся постоянно, и прежде всего, в книгах, в мультфильмах, в кино. Анализируйте ситуации, проговаривайте, как можно было не допустить или исправить их.

Важно не воспитывать детей идеалистами. Зло – это не из ряда вон выходящее понятие, а рядовая ситуация. Кто-то кого-то толкнул на площадке, ударил, не помог, не поделился. Это может произойти специально, а может нечаянно по неосторожности, неопытности или непониманию. Можно ли назвать злом каждый такой поступок?

  • Ребенок сам может поступить неосторожно или неправильно, и идеалистическое воспитание может привести к появлению комплекса неполноценности.

 Чтобы этого избежать, рассказывайте детям о своих ошибках и том, как вы исправили ситуацию. Это поможет ему не бояться ошибок. Здесь тоже важно соблюдать баланс: насилие и зло не являются нормальными, просто если такое случается, то нужно найти возможность все исправить.

  • Часто дети провоцируют окружающих: грубым ответом, агрессивным поведением, неправильными действиями или просто нечаянно.

 Важно объяснить, что окружающие люди могут остро реагировать, и нельзя провоцировать людей на злые поступки.
Если ребенок стал свидетелем зла и насилия, когда родителей не было рядом, то важно выяснить детали происшествия и выявить чувства ребенка: страх, злость, тревогу, испуг. А дальше нужно обнять малыша и успокоить.

Нет правил, когда и как говорить с ребенком о зле и насилии, но есть обязательное действие — сразу реагировать на моменты страха в жизни ребенка и давать ощущение защищенности.

Источник - страницы Инета.

Комментарии

ИЗ ПУБЛИКАЦИЙ МЕСЯЦА

КАРТЫ ВСЕ ЕДИНЫ: научись их знать и понимать! #акхейшаманка

НЕ ШУТИТЕ С РОДОМ: или почему людей одолевают Духи Зла?

ПРЕДСКАЗАНИЯ В ЖИЗНЬ: будешь любить Его вечно!