АРТ-ТЕРАПИЯ, как методика педагогического, культурно-оздоровительного подхода к душе. Стать арт-педагогом? Сам умей творить эстетично и качественно!

 



Доброго вам друзья!

Сегодня я хочу поговорить о методике релакса в виде произведений арт -терапии.

Применительна ли данная практика, как художественно-эстетическое произведение ваших рук и ума к практикам психологическим? Да! 

В вашей квартире в вашем доме живет ментальный целитель, он трудится и создает рисунок, изделие, гравюру или картину – очень нужную для вашей души!?

Для Того, чтобы понять себя, насколько вы можете быть интересны сами себе?

Создавая дело рук своих и ума, с помощь творческой деятельности, вы отождествляете свою душу с энергией Высшего Духа.

 Ваше произведение выступает здесь в качестве лечебного материала, а изготовление его – релаксация духовная, душевная гармония спокойного счастья.

Базирующийся фактор покоя в подготовке и производстве арт-объекта вырабатывает флюид самоуспокоения, отвлекающее от неистинных мыслей, исцеляет душу поступательно, действует гипнотически на нервную систему.

Итак, поговорим о чудном способе самоуспокоения, самоудовлетворения – создания интересного арт-объекта?



Моя и ваша  арт-терапия. Что это? 

Написание картин, поделок из материалов, ткачество, роспись материалов, создание кукол, гончарное дело, витражи из стекла и металла, роспись тела, стен, ювелирные украшение и прочее, прочее 

Это методы использования нескольких видов искусства и творческой необыкновенно красивой деятельности вашего ума, внесение нового, свежего, чего не было до вас…

Работая в данной методике, мы уходим от переживаний, связанных с болезнью. Ум – расчетлив, логичен, спокоен. Мы в концентрации плана и его исполнения по пунктам. Пока мы не закончим, мы не отступим, - таков девиз нашей работы в объекте 

Однако, нам необходимо рассмотреть Арт-терапию под несколькими углами – с точки зрения психологии, педагогики и менталистики. 

Дадим интерпретацию данному виду ментальной терапии и психологической терапии:

- Внешняя форма этой классификационной системы содержит соподчиненные друг другу таксономические категории или единицы (класс, семейство, вид) и отра­жает объективные отношения между ними.

Названные ранее: трудотерапия, терапия занятостью, терапия «отвлекающими впечатлениями» как самосто­ятельные категории (типы) не включены в данную клас­сификацию.

Занимаясь визуальным искусством, люди реализуют свою способность к оригинальному действию и творче­ству (С. Скейфи).

Другое — медицинское или психотерапевтическое на­правление арт-терапии, напротив, построено на тесном психотерапевтическом контакте и, несомненно, предпо­лагает основательные проф знания соот­ветствующих отраслей медицины и психоанализа. В на­стоящее время различные его формы широко используются в детской психотерапии и специальной (коррекционной) педагогике.

Постепенно обособляется пед арт-терапия.

Разумеется, становление всех названных направле­ний отразилось на содержательной стороне понятия и его дефинициях.

Одни авторы рассматривают арт-терапию как особую форму психотерапии посредством визуального, пласти­ческого искусства (акцент на взаимодействие между психотерапевтом и пациентом с лечебными целями).

Другие — как альтернативную практику (акцент на творческую деятельность, гармонизацию и общее оздоровление личности).



Арт-терапия в иерархии направлений на основе искусства
 и творческой деятельности

Тип:

терапия искусством

 Класс:

терапия творчеством (креативная терапия)

Подкласс:

экспрессивная терапия

Семейства:

   терапия творческим самовыражением

   музыкальная терапия

   игровая терапия

   сказкотерапия

   библиотерапия

   танцевальная терапия

   телесно-двигательная терапия

   арт-терапия

Виды арт-терапии:

   изотерапия (рисуночная терапия)

   визуальная (терапия образами)

   медитативное рисование

   мультимедийная (интегративная)

Термин «терапия творчеством» (или креативная те­рапия) логично рассматривать как более узкий относи­тельно категории «терапия искусством», но более ши­рокий, системообразующий по отношению к нижеследующим. Данная категория объединяет группу направлений, основанных на различных видах творческой деятельности участников (рисование, драма, танец, музицирование и проч.).

В некоторых переводах зарубежной литературы встречается термин «художественная терапия», но он также не является синонимом арт-терапии.

В терапевтическом мире, основанном на гуманисти­ческих принципах, за невербальной и/или метафоричес­кой экспрессией зарезервирован термин «экспрессивная, терапия» (от англ. — выражающий, выразительный). Это — комплекс разнообразных форм творческого (ху­дожественного) самовыражения с применением движения рисования, живописи, скульптуры музыки, вокализации и импровизации — в условиях обеспечивающих поддержку человека с целью стимулироваиия его личностного роста, развития и исцеления (Н. Роджерс).

«Экспрессивная терапия представляет собой процесс самоисследования посредством любой художественной формы, которая приходит к нам из эмоциональных глу­бин. Эта терапия не сводится к созданию «приятной» картины. Она не является танцем, готовым для сцены. Она не является и стихотворением, которое переписы­вается вновь и вновь в целях достижения совершенства» (Н. Роджерс) [48; 78; 86; 90].



  • Таким образом, категория экспрессивной терапии описывает широкий подкласс явлений, включая наряду с арт-терапией и другие самостоятельно развивающие­ся направления.

При общих методологических основаниях (искусст­во, творческая деятельность, художественная экспрес­сия) различаются акценты в содержании, методах, фор­мах работы.

К примеру, драматерапия в качестве лечебного фак­тора использует средства театрального искусства и ро­левой игры. Музыкальная терапия основана на воздей­ствии музыки, библиотерапия —- на литературном сочинении и творческом прочтении художественных произведений [45].

Вместе с тем в настоящее время развиваются так на­зываемые интегративные арт-формы (арт-драма и т. п.). Очевидно, что их идентификационная характеристика — виды арт-терапии. Название же подчеркивает дополни­тельное использование приемов и техник, принадлежа­щих фонду других направлений.

Еще одно замечание относительно терминов изотерапия, рисуночная терапия, терапия изображением, а также визуальная или терапия образами. Если первая группа — это разные названия одного феномена, то ви­зуальную терапию одни специалисты рассматривают узко, имея в виду только рисунки, а другие не считают, что речь должна идти о более широком явлении — мно­гообразных формах визуализаций.

Несомненно, предложенная схема весьма условна и не исчерпывает всех оснований для классификации. Так, за ее пределами остались некоторые «разветвления»: гештальториентированная, динамически ориентирован­ная арт-терапия, а также самостоятельные направления: арт-психотерапия (медицинская арт-терапия), арт-тера­пия в социальной сфере, арт-терапия в образовании.



Подводя итоги, обратимся к языку аллегорий и ме­тафор. 

Представим предложенную схему в образе де­рева, почвой для которого является искусство и, соот­ветственно, терапия искусством. Разветвленные, мощные корни этого дерева — терапия творчеством. Могучий ствол — экспрессивная терапия — держитла_ себе молодые и зрелые ветви различных «терапий»,, связанных с художественным самовыражением и экс­прессией. Представим самостоятельные, процветаю­щие, сильные ветви музыкальной, танцевальной, дра­матической, игровой и других «терапий». Рядом с ними растут и развиваются остальные ветви этого за­мечательного дерева и, конечно же, арт-терапия, лис­точки и плоды которой — различные ее виды и разно­видности.

Таким образом, арт-терапия — это самостоятельная область теоретических знаний и практической работы, которая имеет собственный научный «язык» — понятий­ный аппарат.

Анализ зарубежных и отечественных публикаций с позиций частоты встречаемости соответствующих тер­минов позволяет определить терминологическое поле арт-терапии.

(Курсивом обозначены термины, которые не являют­ся прямым переводом общепринятых международных, а используются, в основном, в отечественной практике.)

Терминологическое поле арт-терапии

Участники арт-терапевтического процесса:

участник, (редко — персона, лицо, субъект), пациент, клиент;

психолог, педагог, ведущий, руководитель, органи­затор, арт-терапевт, ко-терапевт, супервизор.

Название деятельности:

арт-терапевтическая работа, арт-терапевтическая практика, интегративная арт-практика.

Период арт-терапевтической работы:

сессия, занятие, воркшоп (work shop), мастерс­кая.

Место арт-терапевтической работы:

арт-терапевтический кабинет, арт-терапевтическое пространство, класс, зал, помещение.

Формы арт-терапевтической работы:

индивидуальные и групповые (индивидуальная и групповая арт-терапия); арт-формы, мультиме­дийные формы, интегративные формы и др.

Разновидности арт-терапевтических групп: тематически-ориентированная; студийная; открытая; закрытая; структурированная; не­структурированная и ряд других.

Технология арт-терапевтической работы:

арт-терапевтические техники (арт-техники), методики, методы, приемы, упражнения; техники изобразительной экспрессии, техники направлен­ной визуализации, арт-терапевтические игры и др.

  • Арт-терапевтический процесс:
  • групповой процесс;
  • арт-терапевтическая диагно­стика;
  • арт-терапевтическая коррекция;
  • спонтан­ная изобразительная деятельность;
  • спонтанное самовыражение;
  • вербальная и невербальная коммуникация;
  • общение на символическом уровне;
  •  символический язык;
  • перенос;
  • контрпе­ренос;
  •  визуализация;
  • визуальное искусство;
  • те­рапевтический рисунок;
  • изобразительное твор­чество;
  • арт-терапевтическая продукция;
  • изобразительная продукция,
  • изобразительный продукт,
  •  продукты творчества,
  • арт-терапевти­ческая среда,
  • арт-терапевтическая атмосфера,
  • пространство.

Результаты арт-терапии.

 Арт-терапевтические шкалы формальных элементов. Групповая динамика. Терминация (завершение цикла арт-терапевтических сессий). Арт-тера­певтическая поддержка. Арт-терапевтическое сопровождение.

В данном контексте интересна позиция Ф. Ницше. Для него здоровье означало не свободу от болезни, а спо­собность человека с ней справляться. Именно эта спо­собность актуализируется в процессе изобразительного творчества.

Педагогическое направление арт-терапии (не арт-педагогика!) имеет неклиническую направленность, рас­считано на потенциально здоровую личность.

На первый план выходят задачи развития, воспита­ния, социализации.

Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагоги­ческой интерпретации понимается как забота об эмоци­ональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художествен­ной деятельности.

Говоря официальным научным языком,

арт-терапия в образовании — это системная инновация, которая ха­рактеризуется:

 1) комплексом теоретических и прак­тических идей, новых технологий;

 2) многообразием связей с социальными, психологическими и педагоги­ческими явлениями; 

3) относительной самостоятель­ностью (обособленностью) от других составляющих педагогической действительности (процессов обуче­ния, управления и др.); 

4) способностью к интеграции, трансформации.

И ребенок, и взрослый в арт-терапевтическом процес­се приобретает ценный опыт позитивных изменений. 

Постепенно происходит углубленное самопознание, са­мопринятие, гармонизация развития, личностный рост.

 Это потенциальный путь к самоопределению, самореа­лизации, самоактуализации личности.

Источник: Интернет

Комментарии

ИЗ ПУБЛИКАЦИЙ МЕСЯЦА

КАРТЫ РЕДКИЕ В ПРИМЕНЕНИИ, но очень верные! ЦЫГАНСКИЕ #гаданияигадатели

ТИПАЖ ЧЕЛОВЕКА ПО ЭНЕРГЕТИКЕ: вы, вообще кто такие?! Классификация энергий в человеке...

ПОЧЕМУ НУЖНЫ СПЕЦИАЛИСТЫ ПО БОЛИ И НЕДОМОГАНИЯМ: от слов к делу. Системы помощи и обучения.