АРТ-ТЕРАПИЯ, как методика педагогического, культурно-оздоровительного подхода к душе. Стать арт-педагогом? Сам умей творить эстетично и качественно!
Доброго вам друзья!
Сегодня я хочу поговорить о методике релакса в виде произведений арт -терапии.
Применительна ли данная практика, как художественно-эстетическое произведение ваших рук и ума к практикам психологическим? Да!
В вашей квартире в вашем доме живет ментальный целитель, он трудится и создает рисунок, изделие, гравюру или картину – очень нужную для вашей души!?
Для Того, чтобы понять
себя, насколько вы можете быть интересны сами себе?
Создавая дело рук своих и ума, с помощь творческой деятельности, вы отождествляете свою душу с энергией Высшего Духа.
Ваше произведение выступает здесь в качестве лечебного материала, а изготовление его – релаксация духовная, душевная гармония спокойного счастья.
Базирующийся фактор покоя в подготовке и производстве арт-объекта вырабатывает флюид самоуспокоения, отвлекающее от неистинных мыслей, исцеляет душу поступательно, действует гипнотически на нервную систему.
Итак, поговорим о чудном способе самоуспокоения, самоудовлетворения – создания интересного арт-объекта?
Моя и ваша арт-терапия. Что это?
Написание картин, поделок из материалов, ткачество, роспись материалов, создание кукол, гончарное дело, витражи из стекла и металла, роспись тела, стен, ювелирные украшение и прочее, прочее
Это методы использования нескольких видов искусства и творческой необыкновенно красивой деятельности вашего ума, внесение нового, свежего, чего не было до вас…
Работая в данной методике, мы уходим от переживаний, связанных с болезнью. Ум – расчетлив, логичен, спокоен. Мы в концентрации плана и его исполнения по пунктам. Пока мы не закончим, мы не отступим, - таков девиз нашей работы в объекте
Однако, нам необходимо рассмотреть Арт-терапию под несколькими углами – с точки зрения психологии, педагогики и менталистики.
Дадим интерпретацию
данному виду ментальной терапии и психологической терапии:
- Внешняя
форма этой классификационной системы содержит соподчиненные друг другу
таксономические категории или единицы (класс, семейство, вид) и отражает
объективные отношения между ними.
Названные ранее: трудотерапия, терапия занятостью,
терапия «отвлекающими впечатлениями» как самостоятельные категории (типы) не
включены в данную классификацию.
Занимаясь визуальным искусством, люди реализуют
свою способность к оригинальному действию и творчеству (С. Скейфи).
Другое — медицинское или психотерапевтическое направление
арт-терапии, напротив, построено на тесном психотерапевтическом контакте и,
несомненно, предполагает основательные проф знания соответствующих отраслей
медицины и психоанализа. В настоящее время различные его формы широко
используются в детской психотерапии и специальной (коррекционной) педагогике.
Постепенно обособляется пед арт-терапия.
Разумеется, становление всех названных направлений
отразилось на содержательной стороне понятия и его дефинициях.
Одни авторы рассматривают арт-терапию как особую
форму психотерапии посредством визуального, пластического искусства (акцент на
взаимодействие между психотерапевтом и пациентом с лечебными целями).
Другие — как альтернативную практику (акцент на
творческую деятельность, гармонизацию и общее оздоровление личности).
Арт-терапия в иерархии направлений на основе искусства
и
творческой деятельности
Тип:
терапия искусством
Класс:
терапия творчеством (креативная терапия)
Подкласс:
экспрессивная терапия
Семейства:
• терапия
творческим самовыражением
•
музыкальная терапия
• игровая
терапия
•
сказкотерапия
• библиотерапия
•
танцевальная терапия
•
телесно-двигательная терапия
•
арт-терапия
Виды
арт-терапии:
•
изотерапия (рисуночная терапия)
•
визуальная (терапия образами)
•
медитативное рисование
•
мультимедийная (интегративная)
Термин «терапия творчеством» (или креативная терапия)
логично рассматривать как более узкий относительно категории «терапия
искусством», но более широкий, системообразующий по отношению к нижеследующим.
Данная категория объединяет группу направлений, основанных на различных видах
творческой деятельности участников (рисование, драма, танец, музицирование и
проч.).
В некоторых переводах зарубежной литературы
встречается термин «художественная терапия», но он также не является синонимом
арт-терапии.
В терапевтическом мире, основанном на гуманистических
принципах, за невербальной и/или метафорической экспрессией зарезервирован
термин «экспрессивная, терапия» (от англ. — выражающий, выразительный). Это —
комплекс разнообразных форм творческого (художественного) самовыражения с
применением движения рисования, живописи, скульптуры музыки, вокализации и импровизации
— в условиях обеспечивающих поддержку человека с целью стимулироваиия его
личностного роста, развития и исцеления (Н. Роджерс).
«Экспрессивная терапия представляет собой процесс самоисследования посредством любой художественной формы, которая приходит к нам из эмоциональных глубин. Эта терапия не сводится к созданию «приятной» картины. Она не является танцем, готовым для сцены. Она не является и стихотворением, которое переписывается вновь и вновь в целях достижения совершенства» (Н. Роджерс) [48; 78; 86; 90].
- Таким образом, категория экспрессивной терапии описывает широкий подкласс явлений, включая наряду с арт-терапией и другие самостоятельно развивающиеся направления.
При общих методологических основаниях (искусство,
творческая деятельность, художественная экспрессия) различаются акценты в
содержании, методах, формах работы.
К примеру, драматерапия в качестве лечебного фактора
использует средства театрального искусства и ролевой игры. Музыкальная терапия
основана на воздействии музыки, библиотерапия —- на литературном сочинении и
творческом прочтении художественных произведений [45].
Вместе с тем в настоящее время развиваются так называемые
интегративные арт-формы (арт-драма и т. п.). Очевидно, что их идентификационная
характеристика — виды арт-терапии. Название же подчеркивает дополнительное
использование приемов и техник, принадлежащих фонду других направлений.
Еще одно замечание относительно терминов изотерапия,
рисуночная терапия, терапия изображением, а также визуальная или терапия
образами. Если первая группа — это разные названия одного феномена, то визуальную
терапию одни специалисты рассматривают узко, имея в виду только рисунки, а
другие не считают, что речь должна идти о более широком явлении — многообразных
формах визуализаций.
Несомненно, предложенная схема весьма условна и не
исчерпывает всех оснований для классификации. Так, за ее пределами остались
некоторые «разветвления»: гештальториентированная, динамически ориентированная
арт-терапия, а также самостоятельные направления: арт-психотерапия (медицинская
арт-терапия), арт-терапия в социальной сфере, арт-терапия в образовании.
Подводя итоги, обратимся к языку аллегорий и метафор.
Представим предложенную схему в образе дерева, почвой для которого является искусство и, соответственно, терапия искусством. Разветвленные, мощные корни этого дерева — терапия творчеством. Могучий ствол — экспрессивная терапия — держитла_ себе молодые и зрелые ветви различных «терапий»,, связанных с художественным самовыражением и экспрессией. Представим самостоятельные, процветающие, сильные ветви музыкальной, танцевальной, драматической, игровой и других «терапий». Рядом с ними растут и развиваются остальные ветви этого замечательного дерева и, конечно же, арт-терапия, листочки и плоды которой — различные ее виды и разновидности.
Таким образом, арт-терапия — это
самостоятельная область теоретических знаний и практической работы, которая
имеет собственный научный «язык» — понятийный аппарат.
Анализ зарубежных и отечественных публикаций с
позиций частоты встречаемости соответствующих терминов позволяет определить
терминологическое поле арт-терапии.
(Курсивом обозначены термины, которые не являются
прямым переводом общепринятых международных, а используются, в основном, в
отечественной практике.)
Терминологическое поле арт-терапии
Участники арт-терапевтического процесса:
участник, (редко — персона, лицо, субъект),
пациент, клиент;
психолог, педагог, ведущий, руководитель, организатор,
арт-терапевт, ко-терапевт, супервизор.
Название деятельности:
арт-терапевтическая работа, арт-терапевтическая
практика, интегративная арт-практика.
Период арт-терапевтической работы:
сессия, занятие, воркшоп (work shop), мастерская.
Место арт-терапевтической работы:
арт-терапевтический кабинет, арт-терапевтическое
пространство, класс, зал, помещение.
Формы арт-терапевтической работы:
индивидуальные и групповые (индивидуальная и
групповая арт-терапия); арт-формы, мультимедийные формы, интегративные формы и
др.
Разновидности арт-терапевтических групп:
тематически-ориентированная; студийная; открытая; закрытая; структурированная;
неструктурированная и ряд других.
Технология арт-терапевтической работы:
арт-терапевтические техники (арт-техники),
методики, методы, приемы, упражнения; техники изобразительной экспрессии,
техники направленной визуализации, арт-терапевтические игры и др.
- Арт-терапевтический процесс:
- групповой процесс;
- арт-терапевтическая диагностика;
- арт-терапевтическая коррекция;
- спонтанная изобразительная деятельность;
- спонтанное самовыражение;
- вербальная и невербальная коммуникация;
- общение на символическом уровне;
- символический язык;
- перенос;
- контрперенос;
- визуализация;
- визуальное искусство;
- терапевтический рисунок;
- изобразительное творчество;
- арт-терапевтическая продукция;
- изобразительная продукция,
- изобразительный продукт,
- продукты творчества,
- арт-терапевтическая среда,
- арт-терапевтическая атмосфера,
- пространство.
Результаты
арт-терапии.
Арт-терапевтические шкалы формальных
элементов. Групповая динамика. Терминация (завершение цикла арт-терапевтических
сессий). Арт-терапевтическая поддержка. Арт-терапевтическое сопровождение.
В данном контексте интересна позиция Ф. Ницше. Для
него здоровье означало не свободу от болезни, а способность человека с ней
справляться. Именно эта способность актуализируется в процессе
изобразительного творчества.
Педагогическое направление арт-терапии (не
арт-педагогика!) имеет неклиническую направленность, рассчитано на
потенциально здоровую личность.
На первый план выходят задачи развития, воспитания,
социализации.
Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической
интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и
психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной
деятельности.
Говоря официальным научным языком,
арт-терапия в образовании — это системная инновация, которая характеризуется:
1) комплексом теоретических и практических идей, новых технологий;
2) многообразием связей с социальными, психологическими и педагогическими явлениями;
3) относительной самостоятельностью (обособленностью) от других составляющих педагогической действительности (процессов обучения, управления и др.);
4) способностью к интеграции, трансформации.
И ребенок, и взрослый в арт-терапевтическом процессе приобретает ценный опыт позитивных изменений.
Постепенно происходит углубленное самопознание, самопринятие, гармонизация развития, личностный рост.
Это
потенциальный путь к самоопределению, самореализации, самоактуализации
личности.
Источник: Интернет




Комментарии